В № 100/1317/28361 от 8 июня 2011 года в газете «Известия в Украине» был опубликован комментарий о поступившем в Верховную Раду Украины законопроекта «О гарантиях государства касательно исполнения решений судов». По многочисленным обращениям читателей мы продолжаем изложение отдельных положений этого законопроекта с комментариями.
вторник, 21 июня 2011 , 15:55

http://www.ukr-law.com/lawyers/domb.jpg

На вопрос отвечает Иван Домбровский, главный советник, Судья Конституционного суда в отставке, заслуженный юрист Украины.

Весь проект состоит из 7 статей и Переходных положений.

Переходными положениями предлагается внести изменения к 16 действующим законам Украины, среди которых законы исключительно социальной направленности: «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине», «О жертвах нацистских преследований», «О социальной защите детей войны».
Сравним и проанализируем нормы этих ныне действующих законов и нормы, которыми предлагают их заменить, с позиции: улучшают или ухудшают они положение граждан.
Поскольку первая наша публикация была посвящена детям войны, проанализируем предложенные изменения к соответствующему закону, сравнив их тексты.
Статья 6 Закона Украины «О социальной защите детей войны» в действующей редакции звучит так: «Детям войны пенсии, или ежемесячное пожизненное денежное содержание, или государственная социальная помощь, которая выплачивается вместо пенсии, повышается на 30 процентов минимальной пенсии по возрасту».
Предлагаемая редакция статьи 6 звучит так:
«Детям войны (кроме тех, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты») к пенсии или ежемесячному денежному содержанию или государственной социальной помощи, которая выплачивается вместо пенсии, выплачивается повышение в размере, установленном Кабинетом Министров Украины».
Это значит, что сегодня лица, отнесенные к категории дети войны, имеют четко определенное законом право на 30%-ную надбавку к пенсии или иным социальным выплатам, и размер этой надбавки связан с законодательно установленной минимальной пенсией по возрасту. При принятии законопроекта эти четкие критерии утратят свою силу — размер надбавок будет определяться постановлениями Кабинета Министров Украины. Не будем загадывать, увеличатся или уменьшатся эти выплаты при решении данного вопроса правительством, но твердо можно сказать, что гарантия прав граждан законом выше уровня, определенного постановлениями Кабинета Министров.
К слову, сегодня размер минимальной пенсии по возрасту — 764 грн, что дает право детям войны на ежемесячную надбавку в 229 грн 20 коп. Какая надбавка будет установлена постановлением правительства, покажет время.
Такие же «улучшения» предусматриваются законопроектом и для других социально незащищенных категорий граждан. Чтобы не быть голословным и не цитировать многочисленные предложения законопроекта об изменениях к другим законам, касающимся социальной защиты граждан, приведем еще один пример.
В пункте 6 статьи 30 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» фразу «50% минимальной заработной плати» предлагается заменить фразой «в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины». Смысл тот же, что и вышеприведенном абзаце.
Новшеств много, но примечательной особенностью всего законопроекта (и это прослеживается в каждой его статье) является то, что Верховная Рада наделяет Кабинет Министров полномочиями устанавливать порядок предоставления социальных выплат и льгот, устанавливать их размеры и т.д.
Конечно, определять порядок предоставления социальных льгот и выплат должен Кабинет Министров Украины подзаконными актами, поскольку решение этих вопросов не отнесено к полномочиям законодателя. Вопрос в том, не будет ли в своих актах Кабинет Министров регулировать вопросы, выходящие за рамки его полномочий, например, устанавливать перечень категорий лиц, сроки выплаты, объем льгот и выплат и т.д.
На наш взгляд, определение размеров выплат — прерогатива законодателя. Об этом свидетельствуют положения Конституции Украины. Этим же законопроектом парламент передаст часть своих конституционных полномочий органу исполнительной власти — Кабинету Министров Украины. На неконституционность таких действий неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Украины.
Поэтому хотим обратить внимание членов правительства и юридической службы Кабинета Министров Украины на необходимость тщательно изучить внесенный в Верховную Раду законопроект и изъять из него положения, которые очевидно противоречат нормам Конституции Украины и решениям Конституционного Суда Украины.

Стоит напомнить, что ч. 3 ст. 22 Конституции Украины гласит, что при принятии новых законов или внесении изменений к действующим законам не допускается сужение содержания и объема действующих прав и свобод.